О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей

Конституция Российской Федерации декларирует, что материнство и детство,
семья находятся под защитой государства.
Государственная семейная политика направлена на поддержку, укрепление и
защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение
традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества,
повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление
семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 No 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в
физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и
межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных
бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в
экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде
лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных
организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением,
нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального
педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях
открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с
отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в
результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные
обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Федеральным законом от 24.06.1999 No 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено,
что несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — это лицо,
которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,
представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей
требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или
антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, — это семья, имеющая
детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или
иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей
по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с ними.
С семьями, которые оказались в трудной жизненной ситуации или социально
опасном положении необходимо вести комплексную профилактическую работу,
направленную на сохранение семьи. Несовершеннолетние вышеуказанных категорий
детей могут быть помещены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (далее — организации для детей-сирот) с целью оказания им и их
семье помощи.
В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации
временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот в целя)^ получения им
медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения
временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо
опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои
обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей,
усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.
Согласно требованиям пункта 12 Положения о деятельности организаций для
детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 No 481
«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
(далее — Положение) дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители)
(далее — законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 Семейного кодекса
Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут
быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных
представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.
Пунктом 13 Положения установлено, что для временного помещения в
организацию для детей-сирот детей, указанных в пункте 12 Положения, законный
представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или
пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем,
организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном
пребывании ребенка в организации для детей-сирот (далее — Соглашение), примерная
форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской
Федерации. В Соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье
консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной
помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской
Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка
в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в
организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот,
 права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за
нарушение условий Соглашения.
В силу пункта 15 Положения при временном помещении в организацию для
детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения
пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по
уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка,
органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются:
а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в
организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения;
б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;
в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных
представителей;
г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии);
д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-
санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии
здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка,
временно помещаемого в организацию для детей-сирот;
е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) —
для детей с ограниченными возможностями здоровья;
ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);
з) направление органа или организации, осуществляющих функции и
полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки
и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации
порядке;
и) акт обследования условий жизни ребенка.
В целях реализации пункта 13 Положения, Приказом Минобрнауки России от
24.07.2015 No 753 «Об утверждении примерной формы соглащения между родителями,
усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и
детей, оставщихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о
временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» утверждена примерная форма Соглашения.
В Соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье
консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной
помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской
Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка
в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в
организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот,
права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за
нарушение условий соглашения.
Обращаем Ваше внимание, что Приказом Минобрнауки России от 24.07.2015
No 753 утверждена примерная форма Соглашения. Стороны Соглашения вправе
вносить различные изменения, дополнения, условия нахождения ребенка в
организации для детей-сирот, обязательства, сроки и т.д., не противоречащие
законодательству.
Для применения в работе направляем Вам примерную форму Соглашения.
Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1999 No 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено,
что организации для детей-сирот, принимают на срок, как правило, не более одного
года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих
родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние
проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми
одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев.
Однако в письме Минобрнауки России от 15.08.2016 No 07-3446 «О направлении
информации» даны разъяснения в части того, что Перечень уважительных причин, по
которым законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении
ребенка, законодательством не определен. Оценку осуществляет орган опеки и
попечительства самостоятельно. Перечень уважительных причин носит открытый
характер.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
06.07.2015 No 560 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации
от 24.05.2014 No 481» (далее — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от
06.07.2015 No 560) Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга является
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим выдачу направлений в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в которые
помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации No481.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.07.2015 No 560
утвержден Порядок организации работы по направлению детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в вышеуказанные организации
(далее — Порядок), а также Перечень организаций для детей-сирот Санкт-Петербурга, в
которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей. Пунктом 1.2. Порядка определена категория детей, на которых распространяется
действие требований Порядка.
  • 13 Июл, 2018
  • Posted by admin
  • 1 Tags
  • 0 Comments

РУБРИКИ Без рубрики

COMMENTS

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *